Жаркий старт в мороз
«Билайн» пришел в Чебоксары под аккомпанемент осеннего дождя, «МегаФон» — в августовский полдень, МТС стартовала в двадцатиградусный мороз.
16 декабря 2004 года в Чебоксарах официально запущена связь МТС.
Гроздья желтых шаров, появившиеся в городе на многочисленных дилерских точках МТС накануне, напоминали сигнальные ракеты перед штурмом. А вечером 16-го в офисе «Билайн» на К.Маркса 26 мрачно произнесли: «Ну что ж, вот и ОНИ здесь. Больше сюда никто не войдет. Теперь отсюда будут только выносить – вперед ногами».
Утро 16 декабря было очень холодным. Но перед зданием, окутанным покрытыми инеем шарами, своих «симок» терпеливо ждали сотни чебоксарцев. МТС не разыгрывала автомобиль, не было шоу с призами — зима внесла поправки в программу, – да и реклама перед открытием была довольно сдержанной.
МТС пришла на сложный рынок. 80% абонентов сотовой связи в Чувашии пользовались связью «Билайн». «МегаФон», с большой сетью и лидерскими амбициями, не оставлял намерений забрать у «Билайн» свое. Осенью 2004-го подкинули сюрпризы и СМАРТС с «Чувашия Мобайл». «Федералы» и «аборигены» не собирались давать МТС никаких поблажек.
Но первая пресс-конференция для региональных СМИ была пронизана идеей безусловного лидерства МТС.
36% российского рынка мобильной связи принадлежала МТС. («Билайн» к декабрю 2004-го владел 34%, 19% были у «МегаФона»). Вице-президент МТС Игорь Столяров и нижегородские топы оператора не скрывали, что отбирать абонентов в Чувашии будут у «Билайн»: в первую очередь, клиентов с высоким ARPU и корпоративных партнеров. (Это оказалось непросто. «Старая гвардия» +7-903-322-ХХ-ХХ хранит верность билайн до сих пор).
Одним из козырей молодого филиала стала обширная дилерская сеть из 250 точек уже на старте. МТС немедленно занялась и корпоративным рынком: за день до запуска оператор получил первого крупного клиента в Чувашии – завод «Текстильмаш».
МТС сделала ставку и на лицензионно-географическое преимущество: в 2004-ом сеть МТС работала уже в большинстве регионов РФ, а многие жители Чувашии вели бизнес в Москве, Питере, других крупных городах.
Отдельно стоит сказать о тарифах МТС. Чувашии компания предложила пять тарифных линеек с необычно длительным промо-периодом — до 30 июня 2005 г.
Все входящие на номера МТС с телефонов сотовых операторов Чувашии были бесплатными. Исходящие на телефоны МТС региона — 1 цент\мин. (с учетом налогов — примерно 34 коп.). Исходящие на сотовые телефоны других операторов в Чувашии – 3 цента\мин. (примерно 1 руб.).
Молодежной аудитории МТС представила тариф «СуперДжинс» – без абонплаты, без сроков действия платежа, с тарификацией с 1 сек. и бесплатным АОН (Интересно, что по итогам первого месяца 90% подключений в Чувашии пришлись на «СуперДжинс»).
Тариф МТС.Open с абонплатой $11.99 был интересен звонками в любой регион МТС по единой цене 9 центов\мин.
МТС предлагала абонентам, готовым пользоваться связью МТС полгода или год, срочный контракт с постоянной скидкой на исходящие или входящие звонки 15% или 50%.
Таких «вкусных» условий тогда у МТС не было ни в одном регионе Поволжья. Директор по маркетингу поволжского МТС Дмитрий Лапицкий называл тарифы для Чувашии «взрывными» и «уникальными».
Еще одним преимуществом МТС стала платформа абонентской поддержки АССА\ИССА. Автоматическая Система Сервиса позволяла клиенту проводить операции с номером и счетом без обращения в дилерский салон. Интернет-Система Сервиса Абонентов давала возможность контролировать состояние счета, менять тариф, скачивать в Сети картинки и мелодии.
Но у МТС на старте не было городской нумерации, что расстроило часть горожан. Продажи тарифов с городскими номерами начались в 2005 г., когда оператор запустил центр коммутации в Чебоксарах. Характерно, что МТС вообще не занималась продвижением городских номеров.
17 декабря МТС заявила о 4000 подключений в Чувашии. К 1 января 2005 г. МТС обслуживала более 20 000 жителей республики.
Сельских абонентов было бы больше, но МТС начинала со скромного покрытия вне городов. К декабрю 2004-го МТС запустила 24 базовые станции, обеспечив связью 35% населенной территории республики. Сеть охватывала часть Чебоксар и Новочебоксарска, Ядрин, Мариинский Посад, Цивильск, Кугеси и Козловку. Региональные филиалы «Билайн» и «МегаФона» обладали существенно более крупными сетями (100 и 65 «баз» соответственно). Интересно, что еще 1 декабря 2004 г. сигнала МТС в Чебоксарах не было, о чем посудачили на городских форумах.
Прошло 20 лет. Среди примерно 5510 базовых станций сотовой связи, работающих на территории Чувашии, порядка четверти принадлежит экосистеме МТС. МТС в нашей республике объединяет сотни тысяч абонентов.
И еще. МТС — единственный из всех филиалов сотовых компаний, кто занимает то же здание, что и в день старта. Вспомнить, как это было 20 лет назад, просто. Достаточно заглянуть в уютный офис на К.Маркса 52А...