...Фотографии в темно-синем альбоме: стрельбы, партсобрания, спортивные мероприятия, и фоном — сухие степи Сары-Шагана.
60 лет прошло с выдающегося успеха советской военной науки. Весной 1961 г. противоракета В-1000 осколочным перехватом уничтожила на высоте 25 км макет ядерной боеголовки.
Офицер войск ПВО Александр Стрижнев — непосредственный участник тех событий — пересматривает старые карточки. Секретного полигона на снимках нет. «Фотоаппараты на позициях были запрещены: все, что мы делали, было государственной тайной». 

«Я был в группе операторов радиолокатора точного наведения. Наш пункт находился в 200 км от Сары-Шагана, и в 80 км от поселка Мойынты». (В окрестностях Мойынты был один из углов треугольника радиолокаторов РТН, работавших раздельно и по цели, и по противоракете. Длина каждой стороны треугольника более 150 км, что позволяло сопровождать скоростную цель с эффективной площадью рассеивания 0.2 кв.м на дальности 700 км и с точностью 5 м).

IT Как данные с РТН о цели доставлялись на Центральную вычислительную станцию? Все же передавалось в реальном времени?
— Наш комплекс обслуживали радиорелейные линии связи.
При существующих в начале 50-х годов методах борьбы с высотными целями сбить боеголовку считалось невозможным. Военные верили, что перехват — решаемая проблема, но ученые, выдающиеся теоретики и практики — Александр Минц, Леонид Келдыш, Сергей Королев — считали это невозможным. Молодой физик Григорий Кисунько думал иначе. С самого старта «противоракетного проекта», которым он фактически руководил с 1954 г., Кисунько сделал ставку на сверхмощную ЭВМ.

Впервые машина должна была стать системой управления, а не инструментом ускорения счета. Необходимо было научиться в реальном времени полета ракеты принять данные от объектов системы контроля, пересчитать в команды управления и передать их по линиям связи на противоракетный комплекс. Все средства ПРО, взаимодействующие с ЭВМ, должны были выдавать и принимать информацию только в «цифре».

ЭВМ М-40 на Главном командно-вычислительном пункте в Сары-Шагане получала и обрабатывала данные о цели с РЛС дальнего обнаружения «Дунай-2». Начальная точность определения параметров цели была невысокой — на расстоянии 1200 км — не менее 1 км, — и после первого контакта с ракетой цель «передавали» локаторам РТН. Далее между РТН и М-40 велся непрерывный обмен данными о курсе, высоте, скорости и траектории. Команду на запуск противоракеты также отдавала ЭВМ. Скорость боеголовки на нисходящей траектории достигала 5 км\с, а проведение всего цикла операций «обнаружение — сопровождение — наведение — уничтожение цели» занимало 120 - 200 сек.

Американская ПРО 60-х годов поражала боеголовку «технически»: система перехвата на дистанции 100-200 м от боевого блока рекеты подрывала мегатонный заряд. Но если ПРО США защищала стартовые позиции «минитменов», то советская — Московский промышленный район, так что спец-БЧ в нашем перехватчике не использовалась. Первый контактный безъядерный перехват боеголовки США провели только в 1984 г. 

Как удалось достичь взаимодействия в реальном времени столь разнесенных элементов управления, ведь «оптики» не было, а скорость передачи объема данных, необходимых для наведения противоракеты на цель, достигала 1 Мбит\с.

В 1960 г. впервые в истории советские специалисты реализовали принцип мультиплексного канала передачи данных. Благодаря этому удалось вести вычислительные процессы с 10 асинхронных каналов с мегабитной скоростью. Передача информации до командно-вычислительного пункта шла по беспроводным каналам: общая протяженность радиорелейных линий «Системы А» составляла 1230 км.

 

Сеть передачи данных строилась на подвижных радиорелейных станциях (РРС) Р-400М. Одна станция монтировалась на трех ЗИЛ-157 и включала в себя радиоэлектронную часть, антенно-мачтовые устройства и дизель-генератор. Диапазон рабочих частот станции — 1550–1750 МГц. антенно-фидерное устройство состояло из 4 антенн на мачте 20 м. Информация передавалась в цифровом виде, с применением фазо-импульсной модуляции с временным разделением каналов. «Система А» включала в себя 17 станций Р-400М.



Беспроводная сеть передачи данных на скоростях 1 Мбит\с заработала в 1960 году. Мегабитная пропускная способность сочеталась с высочайшей надежностью: 1 сбой на 107 импульсов. Кстати, в сотовой телефонии 1 Мбит\с в канале «терминал — базовая станция» был достигнут лишь в сетях 3G.

В 1961 — 62 гг противоракета В-1000 совершила 11 успешных перехватов боеголовок.
Старый фотоальбом закрыт. Сколько военных тайн он еще хранит?
Текст — Евгений АФАНАСЬЕВ

На фото вверху: Операционный зал Главного командно-вычислительного пункта «Системы А», г.Приозерск

Rate this item
(2 votes)
Read 2377 times
Редакция

Коллектив сетевого издания «IT News Чувашия»

О нас

Журнал IT News+ Чувашия — старейшее печатное издание посвященное высоким технологиям, выходящие более 10 лет на территории Поволжья.

Наши читатели — образованные платёжеспособные люди в возрасте от 30 до 45 лет. Руководители компаний или люди занимающие высокие посты, которые следят за новинками в мире высоких технологий как в нашем городе, так и в мире. Проживающие по большей части в Чебоксарах, Москве, Санкт-Петербурге, Новочебоксарске.

Рекламные материалы отмечены знаком "Р".

 
Top
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…