Что делает нас сильнее
Ни во время дефолта-98, ни в 2008-ом, ни зимой 2014\2015-го российский телеком и IT не стояли на краю столь беспощадной дилеммы: выжить или умереть. 12 месяцев в непрерывном режиме хлещет по нам из брандспойта ледяной «уникальный опыт».
IT -компания из Чебоксар не только выжила, но сумела прирасти, своим примером иллюстрируя цитату из Ницше: Alles, was uns nicht tötet, macht uns stärker*.
О правилах стойкости в кризисной ситуации говорим с Владимиром СИВОВЫМ, основателем компании «Лайм Эйч Ди».
В критически сложном 2022 году «Лайм» сохранил работоспособность своих проектов, не потерял в клиентской базе и в выручке, смог перенастроить вектор своего международного развития.
Но весной 2022-го пройти пришлось через многое.
Владимир Сивов: Через неделю после начала СВО в «Лайм» состоялась планерка руководителей отделов нашей компании, где мы проанализировали все угрозы и риски, варианты развития событий и действия для их парирования. Из 39 видов угроз 10 мы оценили, как критические. Работа всех отделов «Лайм» была немедленно изменена, и с этого момента вся последовательность наших действий исходила из срочности нейтрализации угроз.
«Идеальный шторм»
6 из 10 критических угроз стали реальностью в марте 2022 г.
Кризис развивался каскадом и по нескольким направлениям: Google остановил монетизацию рекламы в России; российские карты отключались от международных платежных сетей Visa/MC – были парализованы платежи за подписки; затем Google заблокировал все рекламные аккаунты «Лайм»; зарубежные IT-сервисы (Jira и др.) стали отказываться от контактов с российскими партнерами; исчез доступ к топовому спортивному контенту, который привлекал много платных подписчиков, отключились от вещания в РФ западные телеканалы. Сервисы «Лайм» подвергались массированным DDoS-атакам из-за рубежа, были попытки встраивать в вещание политизированные вставки.
Это был идеальный шторм. Парировать удары приходилось синхронно по нескольким направлениям. Поразительно, как столь небольшой штат компании сумел взять ситуацию под контроль.
Действовать быстро и решительно
Владимир Сивов:
- Что мы сделали в первую очередь… Всего за один день создали Лайм Play, собственный магазин приложений для устройств Android.
По части продуктов отключили премиум-подписку: нам важно сохранить клиентов. Продукты стали максимально простыми: без регистрации аккаунта и привязки банковских карт. Затем перевели монетизацию на российские рекламные сети, заодно став бета-тестерами новых продуктов и внедрили уникальные решения – например, Яндекс.InStream на Smart-ТВ.
Мы перенесли оплату всех зарубежных IT-сервисов в компанию в дружественной стране и смогли создать запас по критически важному оборудованию.
Серьезно усилили контроль доступа к сетевым ресурсам и инфраструктуре и ввели новый механизм контроля доступа пользователей к контенту. И это только часть срочных мер, которые нам пришлось принять весной 2022-го.
Кризис как стимул для роста
Точно выверенные действия помогли компании не только сохранить бизнес, но и продолжить рост, о чем свидетельствуют данные, представленные «Лайм Эйч Ди» на антикризисном семинаре в Минцифраз Чувашии (ноябрь 2022 года).
Команда «Лайм» смогла противостоять глобальным атакам, и руководство приобрело бесценный опыт оперативного управления ситуацией, когда был риск «падения в штопор».
Что важно для будущего, «Лайм» укрепил партнерские отношения с ведущими медиахолдингами и IT-компаниями России.
Поправки 2022 года к Закону «О связи», касающиеся трансляции федеральных каналов в интернете, требовали от компаний аудиовизуальных сервисов либо перейти на сторонний плеер уполномоченной организации (Vitrina.TV), либо разработать собственное решение и провести его сертификацию.
«Лайм Эйч Ди» первым в России создал и сертифицировал техническое решение для трансляции федеральных мультиплексов, чего к обозначенному сроку не смог сделать никто, даже IT-гиганты «Яндекс» и билайн.
– Мы плотно занимались проектом больше года, у нас были свои наработки, и мы успели первыми, – пояснил Владимир Сивов.
По заказу структур Национального рекламного альянса «Лайм» создал продукт для рекламной платформы на Android и iOS, который будет интегрирован во все аудиовизуальные сервисы Рунета, в том числе и в плеер Vitrina.TV.
Летом 2022 года «Лайм Эйч Ди» стал компанией-резидентом центра «Сколково», ведущего инновационного хаба в России.
Для «Лайм» всё только начинается…
Текст – Евгений АФАНАСЬЕВ
*»Все, что нас не убивает, делает нас сильнее» - цитата из книги Ф.Ницше «Götzen-Dämmerung, oder, Wie man mit dem Hammer philosophiert» (1888 г.), афоризм № 8 из раздела «Максимы и стрелы».