К примеру, многие стали опасаться отвечать «да» при входящем телефонном вызове, считая, что злоумышленники смогут создать аудиослепок голоса и использовать его в мошеннических операциях. Это, как считают специалисты, заблуждение.
По словам главы Центра биометрических технологий (ЦБТ) Владислава Поволоцкого, обмануть Единую биометрическую систему посредством созданных нейросетью изображений, аудио- или видеороликов не получится. Алгоритмы, которые использует ЕБС, умеют отличать живого человека от имитации и блокируют подозрительные операции.
Защита обеспечивается сочетанием нескольких биометрических модальностей, подключением дополнительных факторов защиты, а также внедрением технологии «лайвнесс». Это решение предполагает выполнение действий в реальном времени. Например, необходимость назвать сгенерированные системой произвольные цифры, чего видеодипфейк сделать не сможет. Пройти этот простой тест и автоматизированным системам, и ИИ крайне трудно. Кроме того, самые высокорисковые операции предполагают несколько уровней защиты: кроме биометрии может использоваться подтверждение действия за счет двухфакторной идентификации или по телефону.
Банки используют биометрию клиентов для подтверждения пользовательских операций: например, перевода крупной суммы денежных средств.
У населения до сих пор нет единого мнения в отношении биометрических данных. Опасения, связанные с безопасностью данных в Единой биометрической системе, сохраняются. Только треть опрошенных, по данным ВЦИОМ, относятся к использованию биометрии положительно.
Звонок с той стороны
Тем временем Nvidia представила графический процессор Blackwell B200 и суперчип GB200 с «режимом Бога», позволяющие искусственной нейросети обрабатывать триллионы параметров на самых высоких скоростях в истории.
Процессор Blackwell B200 достиг 20 петафлопс за счет 208 млрд транзисторов, обеспечив в 30 раз большую производительность вычислений в больших языковых моделях.
Ранее для обучения модели с 1.8 триллионов параметров требовались 8000 графических процессоров Hopper и мощность 15 мегаватт\час, что сравнимо с потреблением электричества 10000 домохозяйствами. 2000 чипов Blackwell B200 сделают ту же работу, потребив 4 мвт\ч.
В обучающем тесте LLM GPT-3 с 175 млрд рабочих параметров новый чип продемонстрировал в четыре раза высокую скорость обработки данных, чем у предыдущего поколения. Прежний кластер из 16 чипов тратил 60% времени на взаимодействие друг с другом, и лишь 40% – на вычисления. Качественный рывок в сравнении с чипом Н100 стал очевидным при соединении нескольких сотен В200 на коммутаторе нового поколения NVLink, который «дирижирует» оркестром из 576 процессоров с двухсторонней пропускной способностью 1.8 Тб\с. Каждая стойка поддерживает работу модели ИИ с 27 триллионами параметров. Для сравнения, GPT-4 — языковая модель с 1.7 триллиона параметров.
Клиенты, уже готовые работать с новым продуктом Nvidia, — прежде всего, западные цифровые гиганты: Amazon, Google, Microsoft, Oracle. Цена одного процессора Blackwell B200 — порядка $40 000.