Три старых «полароида»
Потемневшие карточки со дня рождения жены офицера, снятые в забайкальском гарнизоне 18 февраля 1996 года. На столе – картошка с капустой, китайская «антовка» и хлеб из солдатской пекарни. За кадром ледяной ветер, черная бесснежная степь, немые урановые сопки, война и – неизвестное будущее.
Но в кадре вполне счастливые люди, молодые лейтенанты с женами: юной красивой маме, Виталине, сегодня 19, ее дочке - три месяца. Пока мужья пропадают в суточных нарядах, помогаю вчерашней школьнице с новорожденной малышкой. Конечно, мы подружились, так как Вита родом из Гуляй-Поля, я из соседнего Запорожья. Когда за тысячи километров от дома, 100 верст между городами – это рядом.
….Гарнизонная жизнь давно позади. Много лет пыталась найти Виту в Сети. Зная взгляды ее Сергея (тоже из Гуляй-Поля, тогда – старлей российского разведбата, мечтавший о «другой Украине»), не сомневалась: в России семья не останется.
Да и пользуется ли она нашими соцсетями? Решила попытать счастья еще раз и выбрала другой путь. Дочурку Вита звала Марго. «Маргарита Л., 25 лет». Достаточно ли поисковой системе данных? Нет, раз за разом мимо. Добавим в поиск Запорожье...
На экране ноутбука – четыре девушки, и все они чем-то похожи на Виту в юности. Но только у одной в ВК друзья из Гуляй-Поля. Для верности отправляю «мою» Маргариту в нейросеть с базой данных из 700 млн фотоснимков лиц пользователей «ВКонтакте» и ОК и – немедленно получаю с десяток фото, не оставляющих сомнений: я нашла ее дочь! Не знаю, по какому принципу работает селекция по лицам, но те самые глаза нейросеть определила безошибочно. Пишу Маргарите в ее ВК: не родилась ли она в Забайкалье, не зовут ли маму Виталиной? Скорый ответ все полностью подтвердил:
пазл сложился
«Мама рассказала, что вы меня баюкали по ночам, когда она уставала. Она тоже долго искала вас и очень обрадовалась, что вы нашлись. Мама обязательно вам напишет, прямо сегодня». Какое необъяснимо странное чувство – общаться с человеком, что был глазастым малышастиком в твоих руках, через перерыв в четверть века!
Вечером ноутбук «маякнул» долгожданным письмом. Стало понятно, отчего предыдущие попытки найти Виту в соцсетях были неудачны: не только другая страна, но и новая семья, новая фамилия.
Через 25 лет после того дня рождения в досатуйском ДОСе общаемся допоздна, а картины из прошлого ярко вспыхивают в памяти. Давно нет той безумной жизни, отключений воды и электричества, военторга, который буквально помог выжить, безденежья, когда офицерам не выдавали жалованья месяцами. Нет и гарнизона — от наших ДОСов не осталось камня на камне, даже полковой плац разобран до последней плиты, – но как же хочется хоть на миг вернуться в юность, «как хочется ворваться в городок…»
Мы не могли остановиться: «Как ты?… А чем занимаешься?… Семья?…
Приезжай, мы с дочей так хотим встретиться»… Проговорили в «вацап» до двух часов ночи. Наши общие шутки и та же манера общения: она осталась остроязыкой девчонкой с южным говорком. Конечно, хотелось бы спілкуватися за щедрым столом – украинцы это умеют, я помню – но…
- А где Сергей?
- А Сергей воюет. Он в АТО.
Теперь с Витой мы на связи. Разные страны, разные часовые пояса, и времени у обеих – в обрез. Но можем написать друг другу в любую секунду, поделиться чем-то важным, скинуть фото и даже видео всего в пару «кликов».
Алгоритмы поиска помогли нам найти друг друга в Сети – через четверть века и среди миллионов историй. Но не оставляет мысль: что бы сказали мы тогда, в 96-ом, если бы знали, какие повороты нам готовит судьба?
P.S. Ровно через год, 18 февраля 2022-го, поздравила Виту с праздником. Но на вопрос «как дела», ответа так и не было...
Текст - Наталья СУРКОВА