Для студентов ЧувГУ филиал МТС организовал форсайт-сессию по применению агрегированных обезличенных данных в региональном туризме. Цель сугубо практическая: показать будущим специалистам практику работы с геоаналитикой, научить пользоваться выгрузками, и, опираясь на поставленную задачу, уметь проанализировать «кристалл» рынка, оценивая потенциал всех его граней.
5 студенческих команд различного профиля (ИВТ, управление проектами, финансы, туризм и др.) решали перед именитым жюри из профи экономических наук задачи на реальной платформе, которой повседневно пользуются аналитики МТС и их клиенты.
И мы «подсмотрели», что представляют собой алгоритмы обработки массива данных, с которыми работают телеком-операторы.
Общее состояние региональных рынков, динамика всех типов трафика, включая турпотоки, предпочтения аудитории, точки концентрации и движения населения, анализ социально-демографического состава и всё это с геопривязкой – лишь часть того, что умеет Big Data.
Не оставить цифровой след сегодня практически невозможно. Если есть смартфон или банковская карта, вы неизбежно окажетесь в фокусе внимания аналитики. Уместен вопрос, насколько объективны и точны большие данные.
...В августе 2023-го на карте наиболее посещаемых туристических локаций Чувашии появилось новое яркое пятно. У поселка Совхозный в Ядринском районе, где прежде не было ничего привлекательного для туристов, Big Data зафиксировала аномальное скопление SIM-карт. Ответ нашелся быстро: в Совхозном проходили конные бега и на ипподром съехались гости из соседних регионов. Big Data обнаружила ценные данные, которые иными инструментами получить было бы сложно.
Всё обезличено: узнать что-либо о конкретном абоненте невозможно. В соответствии с законом о персональных данных Big Data работает с агрегированными обезличенными данными, структурируя их и раскладывая по ячейкам и сегментам информации. Таковы особенности построения платформы.
Точность Big Data находится в пределах 97-98%. Если программа сомневается в характеристиках объекта, она отправит его в нераспознанные 2-3%, что в пределах статистической погрешности.
Не запутаться в трех «V»
Большие данные с нами уже почти четверть века, с тех пор, как шеф цифровой аналитики компании Gartner Дуглас Лейни ввел в оборот этот термин. На его страничке в Linkedin – коллаж их мешанины цифр и понятий.
Мы видим в массиве данных священный порядок, но профи работают с хаосом. Они укрощают терабайты «сырья» и трансформируют его в статистику, прогнозы и — в итоге — в точные действия. Суть больших данных сконцентрирована в трех «V» (Volume, Velocity, Variety) — объемах, скорости обработки и разнообразии.
У любого рынка Big Data есть несколько степеней зрелости. Первая — компании пытаются использовать геоаналитику. Второй этап — простейшая ее интерпретация. Третий уровень связан с глубокой проработкой данных, когда вы сможете самостоятельно оперировать своими и внешними данными, получая уникальный результат. Есть массивы данных и инструменты, с которыми уже можно работать всерьез. Наш рынок — пока на втором этапе.
Ответы студентов, участвующих в форсайт-сессии, подтвердили, что понимания ценности данных и того, как их применять на практике, пока недостаточно.
К примеру, хотя все участники отметили, что время нахождения туристов из других регионов в Чувашии составляет не более суток, только одна команда предложила рецепт, как влюбить туристов в республику и оставить их здесь на 3-4 дня.
Не все команды смогли провести расчеты с привязкой к финансовому результату, хотя данные МТС давали и такую возможность. Строго говоря, в задании этого не требовалось, но член жюри, глава Минэкономразвития Чувашии Дмитрий Краснов все же обратил внимание на феномен туристов из Марий Эл, чей средний чек в Чувашии уступает только москвичам и татарстанцам. Этот факт еще предстоит проанализировать и использовать для привлечения туристов из соседних республик.
Для инфономики, что неизбежно придет на смену традиционной экономике, нужны грамотные и смелые кадры.
Анализируя итоги форсайт-сессии, ректор ЧувГУ Андрей Александров подчеркнул: одно дело — обращаться с учебными пособиями, другое — решать практические задачи на реальном продукте.
Практико-ориентированное обучение помогает понять уровень требований заказчика. А еще ректор констатировал, что только наличия больших данных недостаточно: для принятия верного решения нужна смелость охватить проблему...
Заглянув в «черную шляпу», согласимся, что для волшебства необходим человек. Когда данные, инструменты и люди соединятся, все и будет бигдато.
Текст — Евгений Афанасьев